Как выбрать ювелирный компаунд (смолу)       Мастер классы по применению ювелирных эпоксидных смол       Оптические эпоксидные компаунды. Тематические статьи
Работа с эпоксидными компаундами ПЭО в бижутерии        Кулон из пера павлина и эпоксидной смолы "Летний зной"        Красная смородина из ювелирной эпоксидной смолы
Светящийся хамелеон из бисера и фосфоресцентной эпоксидной смолы     Эпоксидное волшебство бижутерии     Видео портфолио     Ассортимент компаундов ПЭО и ФЛ
 
 
 
 

СТАТЬИ

 

БЛАГОДАРИТ РУССКИЙ МУЗЕЙ

Дирекция Государственного Русского музея, отдел реставрации музейных ценностей и сектор реставрации художественных изделий из керамики и стекла выражают глубокую благодарность институтской лаборатории физики полимеров (заведующий - С.А. Гейдур) за разработку оптической эпоксидной смолы нового поколения. Проведя серию экспериментов с использованием этого материала, реставраторы стекла пришли к выводу, что невыполнимая ранее задача по восполнению утраченных фрагментов стекла на экспонатах стала возможной. Доделки обладают всеми видимыми свойствами стекла: прозрачностью, стабильностью, близким коэффициентом преломления. После реставрации с применением оптической эпоксидной смолы художественные произведения из стекла приобретают экспозиционный вид.

Пример:  Бокал российской императрицы Елизаветы Петровны. Середина XVIII века  /видео, телеканал 100ТВ/.

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

  Источник: Газета "ТЕХНОЛОГ", №1 (2663) от 15 февраля 2011 г.

                      Письмо №3120/3  от 24.12.2010 г.


 

ПОЛЕЗНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В предыдущем номере "Технолога" было опубликовано благодарственное письмо от Русского музея. По просьбе редакции начальник Управления научных исследований профессор А.И. Поняев задал несколько вопросов непосредственным участникам плодотворного сотрудничества: ведущему художнику-реставратору высшей категории по керамике и стеклу Русского музея Надежде Юрьевне Касаткиной и заведующему научно-исследовательской лабораторией механо-физики полимеров Сергею Алексеевичу Гейдуру.

Надежда Юрьевна, опишите, пожалуйста, проблему, какие сложности были у музейных реставраторов до знакомства с разработками лаборатории нашего института?

Раньше мы только склеивали фрагменты экспоната. Это могли быть рюмки, фужеры, вазы, люстры, пластика и другие изделия XVI-XIX веков, редкие, изготовленные на Императорском стекольном заводе. Все экспонаты выполнены в единственном числе и уникальны. Эпоксидный клей, который мы использовали, быстро старел, изменялся в цвете, не имел нужной прозрачности. Поэтому восполнение утраченных фрагментов экспонатов из прозрачного стекла и хрусталя не проводилось, а это означало, что после проведения реставрационных мероприятий экспозиционный вид предметам не возвращался. Все попытки найти подходящий клей у различных фирм, занимающихся реставрационными материалами, в том числе и зарубежных, были безуспешными.

Может, Вы не знали, что искать?

Да нет, знали. Лет 12 назад к нам в музей приезжал английский реставратор, химик по образованию, и привозил сделанный им кустарно в малых количествах эпоксидный компаунд, подобный вашему. До этого он применял его при реставрации витражей в Вестминстерском аббатстве, пострадавшем от пожара. Было его очень мало. Мы недавно пробовали полиуретановые композиции итальянской и американской фирм, которые создают материалы для реставрации. Результат наших многомесячных экспериментов  оказался отрицательным. Такая удача, что мы смогли выйти на разработки Технологического института, а искали мы именно смолы с оптическими свойствами.

Сергей Алексеевич, как получилось, что вы стали заниматься эпоксидными компаундами для реставрации стекла, ведь основная область деятельности лаборатории,  как я знаю,  разработка и производство оптических эпоксидных компаундов для оптоэлектроники?

Действительно, в области создания оптически прозрачных эпоксидных клеев и компаундов с заданными спектральными свойствами мы работаем более 30 лет и занимаем лидирующие позиции на всем постсоветском пространстве. А с сотрудниками Русского музея нас свел… финансовый кризис. В связи с падением спроса на продукцию электронной отрасли мы стали заниматься диверсификацией наших разработок. Стали искать новые области применения компаундов, отрабатывать технологии, разместили информацию в Интернете.

Вы довольны сотрудничеством с Русским музеем?

Доволен как самим процессом внедрения, так и результатом. Сотрудники сектора реставрации художественных изделий из керамики и стекла предельно четко сформулировали технические требования, снабдив это значительным количеством фотографий экспонатов и их отдельных фрагментов. Мы выбрали несколько марок компаундов, после нескольких пробных заливок и отработки составов с учетом  рекомендаций реставраторов был получен желаемый результат. Очевидно, любое применение разработанных материалов в народном хозяйстве, будь то светодиоды и цифрознаковые индикаторы в оптоэлектронике, электрокардиостимуляторы и эндоскопические кабели в медицинской промышленности вызывает гордость у сотрудников лаборатории: наука должна работать на практику, а не на полку. А тут особый случай, ведь речь идет о сохранении культурного наследия, частички истории Российского государства.

Надежда Юрьевна, вы планируете информировать своих коллег-реставраторов из других музеев о новой разработке Технологического института?

Ваша разработка оптических эпоксидных смол для реставрации стекла бесценна. Теперь на экспонатах утраты, заполненные оптическим эпоксидным компаундом, после его отверждения, шлифовки, полировки и гравировки и за счет хорошей иммерсии, практически незаметны. Изделия приобретают экспозиционный вид. Музейные реставраторы очень сплочённая (и малочисленная) профессиональная группа. Практически мы все мы знакомы и в контакте, если, кто-либо из нас находит решение проблемы, об этом сразу же становится известно. Несколько раз в году проводятся занятия с реставраторами музеев России, в частности, наш музей проводит Нерадовские чтения, куда приглашаются реставраторы музеев Петербурга, в мастерской проходят обучение (стажировку) молодые реставраторы из Эрмитажа, Петергофа. На этих занятиях мы рассказываем и показываем возможности появившихся новых материалов.

Сергей Алексеевич, какие планы у лаборатории на ближайшее будущее?

Разработанные оптические эпоксидные клеи и компаунды (бесцветные, цветные, люминесцентные, фосфоресцентные, с отбеливающим и светорассеивающим эффектами) применяются в различных отраслях: электронике, оптике, геммологии, судостроении и т.д. Мы работаем в тесном контакте со своими заказчиками, изготавливая для них опытные партии, модифицируя или создавая составы и технологии в соответствии с заводскими требованиями. Принятое в марте 2010 года  в г. Ханты-Мансийске решение Президентской комиссии по модернизации о замене ламп накаливания на светодиодные светильники, а не на люминесцентные энергосберегающие лампы, как предполагалось ранее, позволяет Лаборатории смотреть в будущее с оптимизмом. Надеюсь, наши разработки будут востребованы. Первые заказы по этой тематике уже появились. И здесь поддержка руководства института и, в частности, Управления научных исследований очень важна.

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

  Источник: Газета "ТЕХНОЛОГ", №2 (2664) от 22 марта 2011 г.

 


 

БОКАЛ. Первая половина ХIX века

СЕКТОР РЕСТАВРАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КЕРАМИКИ И СТЕКЛА

В  мастерскую бокал поступил на основании решения Реставрационного совета. 
Экспонат был разбит на два фрагмента, имелась большая утрата ножки, не позволявшая соединить эти две тяжелые части бокала. Для восполнения утраты верхний фрагмент бокала выставлялся при помощи лабораторного штатива и уровня. Утрата части ножки восполнена оптической эпоксидной смолой, кобальтовый надцвет восполнен этой же смолой с добавлением красителя.

БОКАЛ. Первая половина XIX века.  стекло. Дм - 7, в. - 20,5. СТ-818

Реставратор - Н.Ю. Касаткина.

 

До реставрации

В процессе реставрации

В процессе реставрации
(фрагмент)

После реставрации

  Источник: Годовой отчет. Русский музей, 2011, с. 270

 


 

Экспонат "БОКАЛ".  XVII век

Государственный русский музей. Отдел реставрации музейных ценностей

На первом фото общий вид экспоната "Бокал" XVII в. (СТ-2614). Видны грубо сделанные склейки и утраты стекла, загрязнения. 2010

На втором фото общий вид экспоната "Бокал" XVII в. (СТ-2614) после "расшивки" грубо склеенных фрагментов и удаления остатков клея. 2010

На третьем фото общий вид экспоната "Бокал" XVII в. (СТ-2614) после реставрации. Переклеены фрагменты. Утраченные фрагменты воссозданы из оптической смолы. 2010

Ведущий художник-реставратор  Надежда Касаткина

 

До реставрации

В процессе реставрации

После реставрации

 

  Источник: О реставрации художественных изделий из стекла в Русском музее

 


 

Экспонат "Слепой Амур".  Ампир, начало XIX века

Государственный русский музей. Отдел реставрации музейных ценностей

Амур - в римской мифологии божество любви. Образы Амура были очень популярны в искусстве  начала XIX века, причем они могли отличаться действиями и внешним видом бога (с пылающим сердцем в руке, прикрывающий рукой зажженный факел, удящий рыбу  и т.д.).  Каждое из воплощений имеет определенный смысл. В данной скульптуре Амур представлен в образе слепого мальчика  с собакой-поводырем, без лука и стрел. Это символ любви сопровождаемой верностью.

До реставрации скульптура имела многочисленные утраты и сколы (правое ухо и левая нога собаки, верхняя часть левого крыла Амура, сквозные утраты на его туловище, на плинте). Имевшиеся фрагменты были склеены клеем БФ-2, который "состарился" (деструктировал), вследствие чего потерял  адгезионную прочность и потемнел. В результате обсуждения, было решено фрагменты  аккуратно "расшить" (расклеить), утраченные элементы воссоздать по оригинальной авторской методике, затем заново все собрать и склеить. Для этого использовали оптический эпоксидный клей-компаунд ПЭО с добавлением пигмента титанового белого. Получилась прекрасная имитация фарфора-"бисквита" (т.е. матового, не покрытого глазурью).

 Работа выполнена ведущим реставратором высшей категории Надеждой Юрьевной Касаткиной.

 

 

До реставрации

В процессе реставрации

 

В процессе реставрации

После реставрации

После реставрации

 

 

Вернуться к списку статей


Клеи и компаунды

Компаунды для оптоэлектроники

Компаунды для бижутерии

Компоненты

Лаборатория

Ссылки

  

  

  

    Главная

 

Каталог