Как выбрать ювелирный компаунд (смолу)       Мастер классы по применению ювелирных эпоксидных смол       Оптические эпоксидные компаунды. Тематические статьи
Сравнение ювелирных эпоксидных смол для украшений        Кулон из пера павлина и эпоксидной смолы "Летний зной"        Красная смородина из ювелирной эпоксидной смолы
Светящийся хамелеон из бисера и фосфоресцентной эпоксидной смолы     Конкурсные работы в инстаграм     Видео портфолио     Ассортимент компаундов ПЭО и ФЛ
 
 
 
 

СТАТЬИ

 

Обзор эпоксидной смолы ПЭО

Игорь Голинский

Первый опыт

Так сложилось, что за шесть лет работы с эпоксидными смолами с ПЭО (семейство смол производства Лаборатории физики полимеров СПбГТИ(ТУ)) мне сталкиваться не приходилось. Сначала покупал то, что было проще достать, а потом выбирал то, что легче смешивать и что быстрее застывает. Скорость застывания при этом играла одну из решающих ролей, т.к. мастерской для меня служит обеденный стол на кухне: вечером развести и залить, а утром убрать. В сторону питерской смолы я только поглядывал, но в работу не брал, зная о не самом быстром застывании.
Но всё когда-нибудь случается...

Случилось так, что в Кафебижу мне предложили попробовать три вида смолы: ПЭО-10КФ-20/0, ПЭО-210КЭФ-20/0 и ПЭО-510КЭФ-20/0 и написать небольшой обзор.

Пока ожидал посылку с образцами смолы, изучил всё, что относится к этой смоле. Но когда начал смешивать компоненты смолы, всё равно сработали прежние стереотипы, которые привели к некоторым ошибкам… Впрочем, обо всём по порядку.
Получив и распаковав посылку, я приступил к экспериментам. Для первого знакомства я решил просто замесить смолу и залить её в молды с наполнителями и без. Самое простое, что можно придумать.

   

В качестве наполнителей взял засушенные цветы. Дело в том, то все три марки смолы содержат в своём названии букву «Ф», которая означает, что смола с отбеливающим эффектом. Раньше я встречался с утверждением, что смола с отбеливающим эффектом может менять цвет засушенных цветов. У самого цветы «перекрашивались» в некоторых смолах. Вот и решил заодно проверить реакцию сухоцветов на смолу.
Выстроил в ряд все три марки, для каждой приготовил стаканчик и бумажку с кодом смолы, чтобы не перепутать. И начал поочерёдно замешивать смолы. Сразу же отметил наличие у смолы запаха, который мне показался более резким, чем у других смол. Приоткрыл форточку и включил вытяжку.

Приготовление

Компоненты смолы (всех трёх марок) смешиваются или по массе (на 4 части смолы – 1 часть отвердителя), или по объёму (3,3 к 1). Разумеется, первая мысль: при наличии весов проще взвесить, чем возиться со шприцами. Но в этом кроется первый подводный камень, на который я сразу и наступил.
Во всех предыдущих смолах, с которыми я работал, отвердитель был примерно такой же вязкости, что и смола. Соотношение было 2 к 1 (как по весу, так и по объёму). Для замеса я всегда пользовался только весами (не тратился на шприцы). Оба компонента выливались из своих бутыльков без проблем.

   

В смолах семейства ПЭО смола довольно густая, хотя и разной степени густоты. У ПЭО-10КФ-20/0 компонент А (смола) напоминает густой мёд, у ПЭО-210КЭФ-20/0 напоминает жидкий сироп, а ПЭО-510КЭФ-20/0 – нечто среднее между двумя первыми.
Отвердитель же (компонент В) у всех трёх марок по вязкости напоминает просто воду, т.е. совершенно жидкий. Отмерив, как обычно, в стаканчик компонент А, я начал отмерять компонент В, также выливая его из бутылочки через край. При отсутствии вязкости, сделать это оказалось затруднительно: отвердитель по краю пузырька стекал мимо стаканчика, разбрызгивался. Пришлось подтереть лужицу на весах и аккуратно долить недостающее в стаканчик.

С этим проливанием мимо, подтиранием и доливанием пропорции, похоже, не удалось выдержать идеально точно. Хотя, опять же по опыту работы с другими смолами, отклонения казались мне не столь критичными. Но к этому ещё вернёмся…

Пузырьки

Обычно смолу замешивают очень бережно, дабы избежать образования лишних пузырьков воздуха. Я же наоборот устроил лёгкий пузырьковый беспредел и все три марки замесил довольно агрессивно. Уж знакомиться, так знакомиться.
Самая густая ПЭО-10КФ-20/0 дала в результате больше всего пузырьков. ПЭО-210КЭФ-20/0 обошлась почти без пузырьков (смола оказалась настолько жидкой, что пузырьки просто не задерживались, сразу всплывали и лопались).

   

Ну а ПЭО-510КЭФ-20/0 заняла промежуточное состояние: пузырьки есть, но их меньше, чем в ПЭО-10КФ-20/0.

Теперь – дегазация, т.е. процесс избавления от пузырьков. В инструкции написано, что эту операцию проводят в течение 0,5-1 часа при комнатной температуре или 5-10 минут при 50-60 градусах С.
Выбираю второй вариант, т.к. ожидание – не моя стихия. На радиатор центрального отопления (благо, оно ещё не отключено) кладу тряпочку (для более равномерного прогрева), а затем ставлю стаканчик с самой богатой на пузырьки ПЭО-10КФ-20/0 и, пока идёт процесс дегазации, готовлю поверхности и ёмкости для заливки.

   

Физический смысл подогрева смолы состоит в том, что при нагревании она становится более жидкой, а пузырьки воздуха становятся крупнее, им проще подняться на поверхность и там благополучно лопнуть. Но у нагревания есть и оборотная сторона медали: в этот момент ускоряется химическая реакция полимеризации смолы. Для некоторых смол это может привести к очень быстрому загустению, и вам придётся очень быстро использовать разведённую смолу.

Для семейства ПЭО это не столь критично, т.к. время застывания довольно продолжительное. Вы можете смело проводить дегазацию.
Пока я готовил плацдарм для заливки, прошло минут пять. Сравните ПЭО-10КФ-20/0 сразу после замеса (слева) и спустя пять минут на тёплой батарее (справа). Пузырьки выходят просто замечательно.

   

 Точно также я поступил со смолой ПЭО-510КЭФ-20/0, а для ПЭО-210КЭФ-20/0 смысла проводить дегазацию просто не было.

Застывание

После приготовления смолы и дегазации начинаю разливать её в формы. Первая запланирована для проверки изменения цвета растений. Наливаю на дно немного смолы, кладу сухоцветы и сверху заливаю смолой. В качестве основных индикаторов выбрал цветы татарской жимолости. В одной из смол эти цветы упорно покрывались зеленоватыми пятнами.
Поступаю так со всеми тремя марками смолы.
Ещё один молд в виде усечённой сферы я просто заполняю смолой, чтобы посмотреть насколько уменьшится объём смолы после застывания. Все смолы дают усадку: одни больше, другие меньше.

   

И ещё залью по два кубика: один просто со смолой, чтобы посмотреть его на просвет. Во втором будут лепестки василька… Хотел проверить, не образуются ли пузырьки воздуха при заливке в форму, наполненную цветами. Но уже после заливки понял, что выбрал не те цветы и не ту форму: в сфере надо было цветы заливать, из неё сложнее пузырьки убирать. Ну ладно, пусть будет просто красиво.

Итак, все пробники разлиты по формам, накрыты крышкой (чтобы не пылились) и оставлены для застывания. А у меня ещё осталось в каждом стаканчике понемногу разведённой смолы. По этим остаткам я смотрел, как густеет и застывает смола.

   

Согласно техническим параметрам время застывания смол указанных марок составляет (в часах при комнатной температуре):
42-54 для ПЭО-10КФ-20/0
54-66 для ПЭО-510КЭФ-20/0
66-84 для ПЭО-210КЭФ-20/0
В принципе, всё логично: самая густая смола быстрее застывает, самая жидкая – дольше.

Мне остаётся только терпеливо ждать, периодически смотреть за процессом и размышлять о предназначении каждой марки смолы.

   

Самая густая из них ПЭО-10КФ-20/0 чаще всего используется для объёмных покрытий («линз»). Её, конечно, можно залить в форму (что я и сделал), но при такой густоте могут быть проблемы с пузырьками воздуха в сложных формах. Логичнее использовать именно для «линз», поэтому спустя час я нахожу парочку заготовок из полимерной глины, которым совсем не помешает глянцевое покрытие. На одну из заготовок наношу смолу, вторая заготовка пока ждёт своей очереди.

Через два с половиной часа делаю «линзу» и на второй заготовке. Время жизнедеятельности этой марки колеблется в диапазоне от 2 до 4 часов. Но во второй заливке уже ощущалась склонность смолы к образованию пузырьков воздуха. Она стала заметно гуще, в таком состоянии воздух очень легко попадает в смолу в момент нанесения на изделие.

В целом оба раза смола наносилась довольно легко, я бы даже сказал «приятно». Благодаря густой консистенции риск, что смола «убежит» практически не ощущался. При этом купол оба раза получился хороший.

Смола ПЭО-510КЭФ-20/0 согласно описанию применяется «для объёмных пластифицированных покрытий и заливки бижутерии в формы». В переводе на более понятный язык это означает, что смола более универсальная и может использоваться как при заливке в формы, так и для создания «линз». Что касается, заливки в формы, тут без вопросов: сразу после дегазации смола может разливаться по формам. Смола достаточно жидкая, чтобы не возникало проблем с молдами любой сложности. И такой жидкой она остаётся довольно долго. Пузырьки воздуха если и попали в заливку, то, скорее всего, самостоятельно поднимутся на поверхность. Вам следует периодически проверять формы, и, при необходимости (если наружу вышли пузырьки, то уровень смолы в форме понизился), долить смолу до нужного уровня.
А для «линзы» ПЭО-510КЭФ-20/0 набрала достаточную густоту примерно через 5 часов. Да и то, стоит отметить, что работу со смолой я начал утром, когда солнца ещё не было. А днём стаканчики с остатками смолы оказались на самом солнцепёке, т.е. температура, в которой смола густела, повысилась. Будь на улице пасмурно, время загустевания было бы дольше.

Я не стал делать «линзу» из ПЭО-510КЭФ-20/0, т.к. не представляю ситуацию, когда соглашусь ждать так долго, чтобы начать работу со смолой. Видимо, основная область применения для этой смолы – всё же заливка в формы.

   

ПЭО-210КЭФ-20/0 для меня с самого начала была самой загадочной. В описании сказано: «для изготовления эластичных изделий и имитации воды». Что значит «эластичных», она не твердеет? Я уже пробовал однажды эластичную смолу: несколько дней застывала, потом забавно гнулась во все стороны… но через пару месяцев всё равно затвердела. А как себя ведёт эта смола?

Густой как мёд она стала примерно через 8 часов (опять же на солнышке), т.е. она остаётся жидкой как вода довольно длительное время. При этом вязкость у неё еще меньше, чем у ПЭО-510КЭФ-20/0, самые сложные формы для неё не должны составить проблему. При замесе я уже обратил внимание, что смола не нуждается в дегазации, т.к. пузырьки воздуха просто моментально поднимаются наверх и лопаются.
Забегая вперёд, расскажу про эластичность. В то время, когда ПЭО-510КЭФ-20/0 уже застыла, ПЭО-210КЭФ-20/0 скорее напоминала жевательный мармелад: её можно было достать из формы и изогнуть как угодно. А ещё через сутки с лишним смола застыла окончательно и ничем внешне уже не отличалась от двух ранее описанных.
Может быть, предназначение ПЭО-210КЭФ-20/0 как раз в том, чтобы поработать с этой «резиновой фазой»? Но это уже тема отдельных экспериментов, как-нибудь в другой раз.

Что-то пошло не так

Через двое суток ПЭО-10КФ-20/0 полностью застыла. Всё точно по графику. Я достал из форм все отлитые из этой смолы изделия.

«Линзы» на заготовках из полимерной глины также оказались на высоте. Никаких пузырей, ровный высокий купол.

   

А вот с ПЭО-210КЭФ-20/0 и ПЭО-510КЭФ-20/0 что-то пошло не так. Через 4 дня я достал из форм все отливки. Но они все сильно липли, особенно ПЭО-210КЭФ-20/0.
Если изделие из эпоксидной смолы по прошествии положенного времени отверждения липнет, то это означает, как правило, что при замесе не хватило отвердителя.

И тут я вспомнил свой не очень удачный замер отвердителя, когда он через край лился мимо стаканчика и потом добавлялся…
Пропорция 4 к 1 при небольших замесах предъявляет довольно суровые требования к точности измерений. Я отмерял 10 граммов смолы и, соответственно, 2,5 грамма отвердителя. Получается, что на такую дозу у меня получилось точно выдержать пропорции только для ПЭО-10КФ-20/0, а в двух остальных марках пропорции я «смазал».
Чтобы избежать такой ошибки впредь, на ум приходят два решения:
– либо разводить большее количество смолы, чтобы уменьшить погрешность,
– либо более точно отмерять отвердитель (вариант «капнуть через край» отпадает).
И первое решение не назовёшь самым удобным: если вам надо залить пару шариков на серёжки, то зачем разводить смолу как на большой цельнолитой браслет? Значит, в большинстве случаев, остаётся второй вариант.
Примерно год назад кто-то у меня спрашивал, почему изделия липнут. Я отвечал, что, скорее всего, нарушены пропорции при замесе. Но меня уверяли, что максимально точно соблюдали все пропорции. Тогда не знал, что ответить, сейчас знаю. Виновато всё же нарушение пропорций, которое затруднительно выдержать в небольшом объёме. Я ведь в первый раз тоже всё точно (на мой взгляд) отмерял…

Дубль два

Пока неудачные отливки продолжали безбожно липнуть, я решил повторить замесы марок ПЭО-210КЭФ-20/0 и ПЭО-510КЭФ-20/0. Использую сразу оба варианта работы над ошибками: дозу смолы увеличиваю в 2 раза (20 граммов смолы + 5 граммов отвердителя), а для замера отвердителя использую шприц. Набираю отвердитель в шприц, а потом аккуратненько, по граммулечке капаю на весы.

Сразу скажу, что иглу придётся снять: через неё компонент В, несмотря на свою незначительную вязкость, набирается тяжело. Впрочем, даже 5-кубиковый шприц очень хорошо проходит в горлышко бутылька, поэтому игла вам совершенно ни к чему.
Смолу размешиваю всё также агрессивно, даже ещё сильнее. Хотя для ПЭО-210КЭФ-20/0 пузырей всё равно не получается. Очень жидкая смола, пузыри сразу выходят сами.

   

Зато ПЭО-510КЭФ-20/0 похожа за закипевшую карамель: вся в мелких пузырях. Повторяем дегазацию, но делаем это иначе. На случай, если отопление уже отключили, нас выручит водяная баня. Для этого в стаканчик больший по размеру, чем тот, в котором разведена смола, наливаем горячей воды.
Я температуру проверяю исключительно на ощупь: пальцу, опущенному в воду, должно быть горячо, но так, чтобы без ожогов. Если у вас имеется градусник, то можете сделать более точный замер: 55 градусов плюс-минус 5 градусов.

Затем опускаем туда стаканчик с разведённой смолой и, перемешивая, греем на бане минут 5. То, что было до прогревания (слева), и что стало после (справа):

   

Как видите, с дегазацией, опять не возникло каких-либо проблем. В итоге обе смолы готовы к повторной заливке. Заливаю в кубики 3 на 3 см (силиконовые формочки для льда). В один кладу засушенный мохнатенький цветок, во второй – колючий каштан. И то, и другое в густой смоле обязательно зацепит пузырёк воздуха, но мы имеем дело с жидкими марками смол.

Накрываю колпаком от пыли. Кстати, в инструкции по смоле написано, что желательно прикрывать крышкой из светопрозрачного материала, у меня как раз такой.

Снова жду. Через двое суток тыкаю зубочисткой и понимаю, что ПЭО-510КЭФ-20/0 уже идеально застыла. Достаю пару изделий из формы.

   

А на образце ПЭО-210КЭФ-20/0 зубочистка ещё оставляет заметный след. Вот как раз в это время можно экспериментировать с «резиновой» фазой, например, можно достать отливку и придать ей иную форму до окончательного застывания.

Через сутки достаю последние два образца (ПЭО-210КЭФ-20/0). Они затвердели, хотя ещё есть лёгкая липкость. Но ещё через полдня и это проходит: всё в идеальном состоянии, никакой липкости.

   

На этом завершаю первый опыт работы с тремя представителями семейства ПЭО, остаётся подвести итоги.

Итоги

Начну с того, что мне не понравилось.

Запах. Из всех смол, с которыми я работал, у питерской запах мне показался самым резким. Но открытая форточка и работающая вытяжка вполне решают эту проблему.

Жидкий отвердитель. Я бы даже сказал «очень жидкий»: наливать из бутылочки, в которой он продаётся, неудобно. Приходится пользоваться шприцом (дополнительные расходы).

Неудобные пропорции. Пропорции для смешивания 4:1 усложняют замес небольших порций смолы, т.к. незначительная погрешность в замере отвердителя может испортить весь результат.

Продолжительное время застывания. Более продолжительное время застывания по сравнению с другими смолами требует наличия рабочего пространства, в котором заготовки могут спокойно застывать (особенно если речь идёт о «линзах»).

Впрочем, последний минус является одновременно и одним из плюсов, к которым я плавно перехожу.

Продолжительное время застывания. У меня не раз бывало с другими смолами, что быстрое время затвердевания подгоняло меня в работе. Нередко работа с сухоцветами (выбрать понравившиеся, составить в форме композицию) растягивалась на час-два и под конец такой работы смола была уже заметно густой, что могло приводить к лишним пузырькам. В ПЭО время принадлежит тебе окончательно и бесповоротно, можно работать не торопясь.

Легче спрятать границу. Есть и другие плюсы длительного застывания. К примеру, если вы заливаете цветы в молд, то, скорее всего, делаете это за два-три раза (если залить всю смолу сразу, то цветы всплывут вверх, а внизу будет скучная пустота). При такой поэтапной заливке, чтобы избежать образования заметной границы, рекомендуется заливать второй слой, не дожидаясь окончательного застывания первого. С ПЭО этот интервал второго слоя заметно расширяется, что может быть весьма удобно.

Плавный градиент. Ещё одно преимущество долго застывания: плавный переход цвета. Когда вы хотите отлить заготовку с плавным переходом двух цветов, то также используете поэтапную заливку. Сначала один слой, затем – второй. И между ними есть промежуток времени, за которое первый слой наберёт необходимую густоту. Если заливать сразу, то у вас будет просто один сплошной цвет. Если залить слишком поздно, то переход цвета будет недостаточно плавным. С быстро застывающей смолой я иногда пропускал этот момент, и получалась резкая граница. С ПЭО у вас больше шансов на создание красивого градиента.

Лёгкая дегазация. Опять же за счёт длительного застывания, из смол ПЭО легко удалять пузырьки воздуха, добиваясь идеальной оптической прозрачности даже в больших объёмах. Можно прогревать, можно просто оставить при комнатной температуре.

Отбеливатель. Цветы в смоле повели себя вполне адекватно, никто не окрасился в странные цвета, не пошёл пятнами. Буква «Ф» в названии смолы никак не повлияла на окраску цветов.

Небольшая усадка. Смола хоть и дала усадку, но не слишком сильную. Меньше всего уменьшилась в размерах ПЭО-10КФ-20/0, две другие усохли чуть посильнее, но тоже в обычных пределах.

Выводы для себя

Что я решил лично для себя?
Я точно буду заказывать ПЭО-10КФ-20/0 потому что, несмотря на запах и неудобные пропорции, качеством «линзы» и процессом её создания я весьма доволен.
Для работы со сложными заливками, обычно это цельнолитые браслеты, в которых используется много наполнителя (сухоцветы, к примеру), я, наверное, закажу ПЭО-510КЭФ-20/0.
Вот целесообразность приобретения ПЭО-210КЭФ-20/0 я пока обдумываю. Покупать просто, чтобы было – глупо, у смолы ведь есть срок годности. А придумать ей применение я пока не могу. Впрочем, у меня ещё не весь пробник закончился: может, ещё найду нишу для 210-ой.
И, конечно же, я по-прежнему буду заказывать более быстрые смолы, потому что иногда время весьма ценно. Надеюсь, я сэкономил вам немного времени и средств, поделившись своим опытом работы с ПЭО. И большое спасибо Кафебижу за предоставленную возможность.

Источник: Яндекс Дзен часть 1, часть 2

(22,24).06.2020

 

Вернуться к списку статей

Эта страница входит в пятерку лидеров сайта по популярности:     Респираторы для работы с ювелирной эпоксидной смолой ПЭО.     Оптические эпоксидные компаунды для бижутерии (ювелирные смолы ПЭО).  
Как выбрать ювелирный эпоксидный компаунд (смолу). 11 важных моментов.    Лучшие мастер классы по ювелирным эпоксидным смолам.    Советы технолога по работе с эпоксидными смолами для творчества

 


Клеи и компаунды

Компаунды для оптоэлектроники

Компаунды для бижутерии

Компоненты

Лаборатория

Ссылки

  

  

  

    Главная

 

Каталог


 По всем вопросам обращаться по E-mail: lfpti@ya.ru